Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Прорвётся ли Россия в светлое беспилотное будущее? Этот экспериментальный российский коптер оригинальной конструкции даёт надежду. И не только он. Фото: КЦПН

Более месяца прошло с момента, когда закончился организуемый Координационным центром помощи Новороссии — КЦПН — слёт «Дронница-2023», до сих пор определяемый как слёт операторов боевых беспилотных летательных аппаратов, но по факту давно таковой статус переросший.

Конечно, обзор случившегося стоило дать пораньше, но лучше поздно, чем никогда, тем более что в чуть-чуть отдалённой ретроспективе некоторые вещи видятся иначе.

Короткая предыстория

О серии конференций и мероприятий КЦПН, объединённых общим «брендом» (наиболее правильное определение) «Дронница» лучше всего написал Максим Климов в статье с длинным названием «Конференции Координационного центра помощи Новороссии «Дронница» — безусловный успех на «весьма проблемном поле».

Пересказывать прекрасную статью не стоит, главное, что из неё можно вынести — «Дронница», которая начиналась как слёт по обмену опытом среди операторов коптеров, стала намного большим — серией мероприятий, которые уже фактически двигают вперёд всю беспилотную тематику в России — и подготовку операторов для фронта, и распространение боевого опыта, и информирование о том, что делает противник, и то, что на телеграм-канале «Дронницы» названо словами «Народный ВПК».

В 2023 году «Дронница» проходила, как и в первый раз, в Великом Новгороде, 25 и 26 августа, а последний день, с закрытыми показами техники — на аэродроме недалеко от Демянска.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Отцы «Дронницы» — Александр Любимов (слева) и Алексей Чадаев (справа) рядом с «восходящей звездой» авиаразведки — БЛА «Аякс V400». Фото: КЦПН
Особое значение «Дроннице-2023» придавало несколько предшествующих событий.

Во-первых, со следующего года в России запускается Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Это будет очень амбициозный проект: впервые с 60-х годов прошлого века в нашей стране планируется создать ни больше ни меньше, чем целую отрасль. И КЦПН в ходе ряда мероприятий (не о всех можно рассказывать) отметился в подготовке ряда концепций для этого нацпроекта, причём непосредственно перед «Дронницей-2023».

Во-вторых, за прошедший с момента прошлой «Дронницы» период, и отечественные разработчики малых БЛА, и разработчики программного обеспечения для них, и разработчики комплектующих сделали немалый для такого короткого времени шаг вперёд, и прошедшая «Дронница-2023» стала для этих команд отличным смотром. Забегая вперёд — показать этим людям было что.

Для примера того, в каком темпе движется отечественная «беспилотная тематика», стоит привести статью «Квадрокоптеры победы», написанную автором в январе этого года. Половина пожеланий из неё вообще, а по части программного обеспечения — все — уже не просто сбылась, КЦПН и другие волонтёрские группы сделали намного больше, чем там было перечислено — а ведь ещё и года не прошло.

Хотя радоваться рано, и об этом тоже будет сказано ниже.

В-третьих, на проведение «Дронницы-2023» повлияли чисто военные факторы — 19 августа 2023 года, в Чернигове, Украина, российской ракетой, предположительно комплекса «Искандер», было поражено здание драмтеатра, где проходило аналогичное украинское мероприятие, посвящённое авиаразведке и беспилотникам.

В то же время, также 19 августа, был нанесён удар по аэродрому Сольцы, находящемуся в 78 километрах (по дороге, по прямой 72 км) от Великого Новгорода, где должна была проходить «Дронница-2023». Минобороны признало факт удара и то, что был повреждён бомбардировщик Ту-22М3. Сразу после атаки в соцсетях распространились фото горящего бомбардировщика, упавшего на фюзеляж, и слухи о том, что в районе действует украинская диверсионная группа. Впрочем, были и другие сообщения по поводу способа, которым украинская сторона достала аэродром.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Горит Ту-22М3, 19 августа 2023 г., как утверждается в источнике — аэродром Сольцы. Это событие заставило уделить безопасности больше внимания, чем обычно. Фото: телеграм-канал «Военный осведомитель»
Сочетание того, что подобное украинское мероприятие получило ракету и было сорвано с потерями, технической возможности украинской стороны атаковать цель в месте, где проходило мероприятие, и того, какую важность уже имеет волонтёрское движение для Вооружённых Сил (а по факту мы уже проиграли бы войну, если бы не волонтёрские коптеры, не поставки предметов снабжения, которые Минобороны само не поставляет, включая даже автотранспорт, не инструктора и не учебные курсы, организованные гражданскими активистами и организациями, одной из которых, и, видимо, одной из мощнейших среди которых является КЦПН), наводило на мысль, что «оппоненты» могут попробовать нанести ответный «визит».

Что потребовало серьёзных мер безопасности при проведении мероприятия, например, в части радиоэлектронной разведки и противодействия.

Всё получилось, и помешать проведению мероприятия противник не смог.

Теория

Организационно первые полтора дня «Дронницы-2023» состояли из лекций по вопросам, связанным с боевым применением беспилотных средств, которые закрывали широкий ряд вопросов по теме. Например, огромную важность имеет вопрос возможных организационно-штатных структур ударных подразделений беспилотной авиации. И на «Дроннице-2023» бывшим командиром гвардейской мотострелковой бригады с большим боевым опытом, полковником П. А. Бирюковым, был сделан доклад по ОШС роты ударных беспилотников.

Организация таких подразделений имеет особое значение, и для пояснения того, почему это так, нужно ненадолго отвлечься.

Ещё до недавних пор господствовал тезис о том (и так считают многие до сих пор), что «беспилотник» это просто очередной инструмент командира для разведки и иногда точечного удара.

Но практика уже сейчас начинает показывать, что это не так.

Например, находящийся в воздухе коптер и хорошо работающая закрытая связь, вместе с быстрой реакцией командования на запросы разведки, позволяют только за счёт штатных средств создавать для противника условия, исключающие его выживание.

Например, по разведгруппе противника на машине может работать 120-мм миномёт, но если она проскочила зону, в которой он может её поразить, то на неё можно переключить расчёт АГС, находящийся где-то ещё; можно просчитать время, необходимое на быстрый манёвр огневой группы с какой-то единицей группового оружия, которая сможет поразить эту машину в некоей расчётной точке, параллельно давая на КП картинку с обстановкой вокруг.

Несколько десятков тяжелых коптеров, способных поднять одну или две 82-мм миномётных мины (по 7 кг), по возможностям нанести вред противнику превосходят миномётную батарею за счёт того, что поражают цель с первого сброса. Они же могут оперативно выставить управляемые мины прямо перед движущейся колонной противника, доставить телекамеры или сейсмодатчики, поднять в воздух ретранслятор для ударных FPV-дронов, поставить инженерный заряд на защищённый бронеколпак или иное подобное сооружение, распылить в воздухе дымы или аэрозоли для маскировки, доставить на окружённую огневую точку воду и патроны (что имело место уже не раз) — и все эти возможности в руках командира роты.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Ударные роты БЛА давно сформированы в ВСУ и, к сожалению, очень успешно воюют. На фото — подготовка украинского коптера к боевому вылету
На текущий момент становится очевидно — при грамотном внедрении в Вооружённые Силы беспилотных и безэкипажных систем, они изменят облик армий так же, как в своё время их изменила моторизация и переход с лошадей на автомобили и танки.

Итоги закрытого мероприятия по определению облика беспилотных систем будущего и того, как они изменят общество, говорят о том же самом.

Более развёрнуто этот вопрос был раскрыт руководителем КЦПН Александром Любимовым и Алексеем Чадаевым в их совместной лекции, доступной на видео.


Одна из задач КЦПН, помимо помощи сражающейся армии, состоит в том, чтобы Россия не отстала в этой гонке, а ещё лучше — взяла в ней лидерство.

И поэтому формирование экспериментальных частей и подразделений с БЛА в качестве главного ударного средства — насущная срочная задача. Роты, единообразно организованные, оснащённые и вооружённые, это основа обучения общевойсковых командиров основам и тактике применения БЛА в бою.

Доклад о роте ударных БЛА, прочитанный на «Дроннице», показывает, как от теории перейти к практике, причём с серийной и доступной на рынке техникой.

Не всю информацию стоит раскрывать, но можно процитировать те выдержки из доклада П. А. Бирюкова, которые опубликовал сам КЦПН на посвящённом «Дроннице-2023» телеграм-канале:

«Противник имеет огромные возможности по производству. Он может выставлять 10 дронов против 1 нашего. Чтобы переломить ситуацию, нам же нужно осознать БПЛА как организованное средство вооруженной борьбы.

Противник уже перешагивает организационный этап по беспилотию в своей армии. Мы пока что только экспериментируем в этом вопросе. Это нужно изменить.

Необходимо построение нормальных войсковых подразделений БПЛА. Таким подразделением может стать рота БПЛА

Простейшая рота БПЛА — высокомобильное подразделение, способное действовать как на усиление других частей, так и самостоятельно. Она должна быть высокомобильна, имея в качестве транспорта пикапы. Основное вооружение: квадрокоптеры средней грузоподъемности со сбросом. Такое подразделение, по функционалу, ближе всего к истребительно-противотанковый полкам времен ВОВ. Силами такой роты на участке в 2 км можно будет обеспечить тактическое превосходство.

Преимущество роты БПЛА — возможность её применения в рассредоточенном порядке. Без рубежей сосредоточения, ротных колонн, без ёмких пунктов пополнения боепитания. Таким образом мы убираем главные точки уязвимости.»
«Прогнозируемая огневая эффективность подразделения:
24 БПЛА с ударными модулями за один вылет могут сбросить на врага 576 шт ВОГ-17 или ВОГ-25 либо 48 шт 82-мм мин, от 24 до 48 кумулятивных зарядов.

Для мотострелковой роты это «ни о чем», но рота БПЛА в силу особенностей применения этих боеприпасов окупится за 2 дня боевого применения.

А главное, с таким подразделением любой офицер сможет сделать нормальное решение на бой (что сейчас нереально). Сейчас же, когда официально никаких квадрокоптеров в природе нет, служба РАВ даже нормально выдать БК не может.»
Как видно, у отечественных специалистов есть понимание того, куда двигаться, и это назревший вопрос. К сожалению, хотя концептуально военная мысль в России опережает таковую на Украине, в части практической реализации некоторых вещей ВСУ ведут, причём также за счёт подразделений, выросших из добровольцев «с гражданки».

Это их, конечно, не спасёт в перспективе, но нам надо разгоняться быстрее, и теоретические основания для такого ускорения на «Дроннице-2023» были и сформулированы, и озвучены.

Были и другие ценные и интересные материалы, от совершенно разных выступающих — специалистов по борьбе с БЛА и ряда других экспертов. Так, боец отряда БАРС-13 «Доцент» сделал качественный обзор того, что необходимо знать и уметь, организуя применение коптеров в составе общевойсковых подразделений, вплоть до организации взвода беспилотной авиаразведки. Известный военный эксперт Максим Климов сделал хороший разбор возможностей, которые даются беспилотной авиацией при подготовке прорыва обороны противника. Инструктор по применению беспилотной авиации Евгений Хрисанфов поднял вопрос комплексирования разных способов обнаружения беспилотников. Инструктора КЦПН, регулярно работающие в войсках и поэтому оставшиеся анонимными, прочитали интереснейший и важный по своему содержанию доклад о том, как нужно готовить гражданские коптеры к войне. Профессор Военно-воздушной академии, доктор технических наук Александр Ананьев изложил то, как военная наука видит проблему оценки эффективности применения ударных БЛА малого класса, причём с экспериментальными данными и математическим аппаратом, необходимым для выполнения подобных оценок.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Идёт доклад о подготовке гражданских беспилотников к боевому применению. Фото: КЦПН
Особое значение имела ставшая уже традиционной часть — разбор ошибок и провалов. Горькие истории от участников боёв на Донбассе до начала СВО и от тех, кто воевал уже в ходе СВО, содержали в себе очень полезный и дорого давшийся опыт, который не может и не должен пропасть.

Народный ВПК

Пока специалисты и эксперты говорили, а гости слушали, параллельно проходила обширная выставка, посвящённая в основном беспилотным летательным аппаратам и их комплектующим.

В некотором роде это был смотр того, что отечественные инженерные коллективы и небольшие компании достигли на текущий момент.

Помимо уже готовых к применению летательных аппаратов, были выставлены макеты изделий, которые только создаются.

Были и очень интересные аппараты, например, небольшой коптер-истребитель ЛИС (Летательная истребительная система), атакующий вражеский коптер с помощью сетки.

Ничего новаторского в такой схеме атаки нет, да и коптер был скорее моделью — демонстратором, а не готовым изделием, готовым к применению, но важен нюанс — у этого аппарата оператор не участвует ни в обнаружении цели, ни в её атаке: беспилотник, работающий на обучаемых алгоритмах, выделяет и атакует цель самостоятельно.

Пока над схемой нужно работать, например, в ней используются комплектующие из недружественных стран.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Выглядит как игрушка, но это будущее. Фото автора
Или другой пример — разведывательно ударный вертикально взлетающий БЛА с крыльями, несущий на внешней подвеске два ударных FPV-дрона.

Расчёт такого БЛА имеет куда большую свободу действий, нежели просто разведчика — если цель маневренная и быстро движется, если есть понимание того, что навести на неё артиллерийский огонь не получится, то можно уничтожить её своими средствами — дронами камикадзе. Ну или, по крайней мере, поразить, сорвать выполнение противником боевой задачи, обездвижить, чтобы артиллерия могла потом добить эту единицу, и так далее. Это изделие уже летало, и выполняло отцеп FPV-дронов в воздухе.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
БЛА самолётного типа — носитель ударных FPV-дронов. Фото автора
В целом на выставке были представлены десятки образцов малых дронов, в том числе с весьма оригинальной конструкцией, и можно сказать, что отечественная школа проектирования и создания беспилотников состоялась.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Фото автора
Вопрос, однако, в комплектующих — в России почти ничего нужного не производится, а для того, что производится, зачастую нет материалов.

В целом, если говорить о комплектующих для БЛА, то они почти все импортные.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Китайские винты, китайские электродвигатели... пока только так. Фото автора
Некоторый прогресс есть и тут, однако серьёзного рывка можно добиться, только когда упомянутая выше правительственная программа заработает, и, с учётом российских реалий — если она заработает. Пока будем надеяться на лучшее.

Впрочем, разработчики комплектующих тоже присутствовали. Великий Новгород — один из центров отечественной электроники, и это направление здесь развивается, развиваются работы в области искусственного интеллекта. Был здесь и новгородский производитель электронных компонентов — ОКБ «Планета».

Порадовали поставщики стабилизированных поворотных турелей, малый поршневой двигатель с отечественной маркировкой, КБ занимающееся разработкой электродвигателей для беспилотников. Но всё это пока экспериментальные образцы.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Экспериментальный отечественный авиадвигатель ФГ-40. Фото автора
Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Экспериментальный электродвигатель для БЛА. Фото автора
Кроме того, широко были представлены производимые и поставляемые волонтёрскими организациями и малыми фирмами предметы снабжения для фронта.

Окопные печи, сапёрные кошки, накидки для маскировки от тепловизора, индивидуальное снаряжение.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Защитная накидка от тепловизора и мешок для переноски. Фото автора
Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Сапёрная кошка и переносная печь. Эти изделия в войска поставляют волонтёры из «Группы поддержки ВС РФ и Донбасса» из Санкт-Петербурга. Фото автора
Интерес представляли специализированные транспортные средства, например, полностью бесшумные полноприводные (мотор-колёса спереди и сзади) электромотоциклы разработки КБ «Горизонт» из Тамбова, предназначенные для скрытного и быстрого передвижения вне дорог вдоль линии фронта. Такое транспортное средство подойдёт, например, медикам или операторам БЛА. Конструкция упрощена намеренно, это не инженерная ошибка, такое решение родилось на испытаниях. При небольшой скорости транспортные средства имеют большой (до 80 км) запас хода.

Были и транспортные электротележки.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Электромотоцикл КБ «Горизонт» из Тамбова. Простота конструкции подвески — это не инженерная ошибка, так оказалось лучше по итогам испытаний. Электромоторы в обоих колёсах обеспечивают высокую проходимость. Фото автора
Участник группы «Технологии победы» волонтёр Сергей Шапошников представил гусеничный транспортёр «Пионер», полностью из отечественных комплектующих.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Фото автора
Такая машина может в будущем стать основой для будущего транспортёра переднего края, хотя надо признать, что гусеничный ход для такой машины не оптимален, а высота с надстройкой слишком большая.

Стенд КЦПН запомнился специальной, крайне дефицитной тактической литературой, пользующейся огромным спросом и уважением на фронте, и модернизационными комплектами для отечественного стрелкового оружия выпуска старых годов — от винтовки Мосина до автоматов Калашникова разных модификаций.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Литература КЦПН по тактической подготовке. Фото автора
Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Комплекты дооснащения автоматов Калашникова. Фото автора
Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Комплект дооснащения винтовки Мосина. Фото автора
Особо стоит упомянуть производителей маскировочных сетей — особенно волонтёрское движение «Народная сеть», организованное Владимиром Грубником, в прошлом подпольщиком из Одессы, а ныне лидером нескольких масштабнейших волонтёрских проектов по обеспечению войск цифровой радиосвязью, автотранспортом, не предусмотренным организационно-штатными структурами частей и подразделений. «Народная сеть» массово снабжает войска таким важнейшим предметом снабжения, как масксети, сделанными в полном соответствии со всеми стандартами и без ограничений пригодными к военному применению.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Стенд «Народной сети». Фото: КЦПН
Формат статьи не позволяет объять всё, рассказать обо всех экспонатах и участниках, но стоит констатировать — российское гражданское общество вполне состоялось, и оно является важным и значимым фактором нашей будущей победы. Ведь значительная часть всего показанного сделана даже без прицела на коммерческое использование.

Но главным на «Дроннице-2023» было не это.

Полёты и задачи

Половину дня 26 августа группы и компании, участвовавшие в слёте, показывали свои беспилотники в деле, а поставщики, разработчики и изготовители оборудования для радиоэлектронной разведки тренировались в засечке каналов управления.

Параллельно тестировались маскировочные сети: в задачу оператора БЛА КЦПН входило обнаружить объекты, которые ими прикрыты. Надо сказать, что огромный опыт в авиаразведке дал знать о себе сразу, и спрятаться от взгляда сверху не получилось.

Параллельно приглашённые музыканты, певцы и артисты развлекали собравшуюся публику, как будто нет никакой войны, но с определённым колоритом — перед началом «аэродромной» части «Дронницы» в Борках, руководитель КЦПН Александр Любимов предупредил всех, что возможен удар беспилотниками со стороны украинской ДРГ, которую, кстати, так и не нашли, и объяснил, куда бежать при включении тревоги. Инструктора же КЦПН, превратившиеся в этот момент в обеспечивающее безопасность мероприятия подразделение, отслеживали появление «чужих» сигналов канала управления, чтобы немедленно их при необходимости подавить.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Антенные комплексы систем РЭБ на «Дроннице». Фото автора
Надо сказать, что народ среди посетителей подобрался хладнокровный, и некоторые даже обсуждали, как украинцы могли бы выполнить атаку.

Но атаки так и не случилось.

Впрочем, полёты на аэродроме в Борках, которые проходили 26 августа, были только прелюдией к настоящей работе, стартовавшей днём позже, в лесах под Демянском, на вновь возрождаемом малом аэродроме.

Здесь стоит вернуться к упомянутой в начале статье М. Климова и процитировать фрагмент из неё:

5. Выскажу пожелания по следующей «Дроннице». Нам нужен «беспилотный Ред Флег» («Ред Флег» — специализированные учения ВВС США и их союзников и партнеров с преодолением противодействия максимально реально воссозданного противника Exercise_Red_Flag), т. е. резкое увеличение объема и сложности тактический обстановки, уровня противодействия «противника» — не только соответствующего фактическому, но и прогнозируемому (с учетом его реального уровня и возможностей). Все это с теоретической и практической частью. Частично это совпадает с уже задуманным руководством КЦПН (или пока существующим только на этапе идеи).

Пожелаем им успехов в реализации идей и работе!
И надо сказать, пусть не в масштабах, сравнимых с американскими или российскими военными учениями, но дело было сделано — настолько, насколько это вообще под силу негосударственной некоммерческой организации.

В лесах под Демянском был оборудован опорный пункт, имитирующий позиции противника. А дальше разработчики беспилотников показывали свои «птички» в условиях, когда мишенная и помеховая обстановка до некоторой степени соответствует боевой.

Один за другим «дроны» разных команд выходили в район боевого применения, имея перед собой задачу найти украинский опорник и замаскированный макет пушки.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
На условном опорном пункте противника. Фото автора
А на земле другие команды с комплексами радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного подавления должны были обнаружить работу канала управления и подавить эти частоты.

Не стоит здесь открывать все детали происходящего, скажем так — эксперимент получился важный, полезный, успешный и всё же достаточно масштабный — полёты проходили полдня, и кто там только не летал — от команды одного из КБ с тяжёлым ударным коптером собственного изготовления, способным выходить в район боевого применения автономно (ребята летали с закрытой площадки, по итогам их участия в СВО Украина даёт за них миллион гривен), до того самого VTOL’а, несущего ударные дроны-камикадзе на внешней подвеске.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
Макет пушки 2А36 «Гиацинт-Б». Фото: «Колючий»
Визуальный контроль за учениями осуществлялся с «рок-звезды» этого мероприятия — вертикально взлетающего беспилотного самолёта «Аякс V400» с многоспектральной оптико-электронной обзорной системой, включающей в себя 45-кратную камеру и тепловизор.

Появление этого самолёта и особое внимание КЦПН к таким БЛА закономерно и имеет давние корни.

Беспилотное будущее создаётся сейчас. О слёте «Дронница-2023»
БЛА «Аякс V400» в полёте. Фото: КЦПН
Организация уже достаточно давно озадачена поставками в войска и боевым применением не только коптеров разного типа, но и крылатых машин, имеющих большую дальность полёта и позволяющих обеспечить разведку и целеуказание для любой российской артиллерийской системы на всю дальность её действительного огня, причём не в ходе вылета на предел дальности, туда и сразу назад, а с некоторым запасом времени на барражирование и разведку цели.

И «Аякс» отражает именно это стремление — он не подменяет собой коптеры, которые теперь останутся в войсках навсегда, но он делает то же самое, что массовые «Орланы» и другие имеющиеся на вооружении крылатые аппараты.

Вот только, в отличие от них, «Аякс» не нуждается в стартовой катапульте и не садится на парашюте — он взлетает и садится сам вертикально, и может быть запущен не только с открытой площадки и на неё же принят, но при острой необходимости — из разрушенного здания, с судна и даже кузова грузовика, правда, на последний потом будет крайне сложно приземлиться.

Дальность меньше, чем у «Орлана», но опять же — он его не заменяет, а скорее дополняет, да и не могут волонтёры давать «Орланы» в войска там, где их не хватает, а «Аяксы» таким образом попасть в войска вполне могут.

Как и положено военным беспилотникам, «Аякс» позволяет расчёту получить координаты наблюдаемого объекта в системе координат СК-42, которая используется в Вооружённых силах.

Помимо вертикально взлетающего самолёта, КБ «Аякс технологии» представило и квадрокоптер. Впрочем, рассказать о всех летающих новинках «Дронницы» в одной статье просто невозможно.

Задачи на будущее

Во многом благодаря КЦПН беспилотная тематика в России движется быстрыми темпами. Однако это не повод расслабляться, как уже было сказано, кое в чём ВСУ ещё ведут.

Это, например, применение тяжелых коптеров для ударных задач — они уступают одноразовым барражирующим боеприпасам типа «Ланцета» по дальности, но зато многоразовые, очень трудносбиваемые и имеют низкую стоимость атаки, так как в качестве боеприпасов применяются стандартные миномётные мины или выстрелы к гранатомётам.

Второе, в чём ВСУ пока ведут — это аналитическая работа по борьбе с нашими операторами БЛА, «коптерщиками», на которую брошены просто непредставимые для российских командиров ресурсы и силы.

Это нужно парировать, но нужно двигаться вперёд и на других направлениях.

В закрытой части мероприятия старший из инструкторов КЦПН по применению коптеров озвучивал то, как должна выглядеть подготовка кадров для БЛА на текущий момент.

Уже недостаточно учить расчёты БЛА и выдавать им технику. Нужно учить офицеров, которые будут командовать этими расчётами, грамотно ставить им задачи.

Например, операторов крылатых «вертикалок» нельзя располагать так же близко к фронту, как операторов коптеров, они заметнее, а БЛА нуждается в безопасном пространстве, в котором надо набрать высоту.

Нужно наладить распространение в войсках важной технической информации о противнике и применяемых им новинках. Потому что если она попадёт в контрразведку, то будет засекречена, а если не попадёт, то просто сгинет в добывшем её подразделении, а надо, чтобы она оперативно доводилась до войск, и в этом вопросе зачастую секретность менее важна, чем скорость доведения информации до пользователей.

Нужны надёжные алгоритмы действий, позволяющие решать такие вопросы правильно и без импровизаций.

И, как было сказано в докладе П. А. Бирюкова (а до этого много раз непублично, в том числе А. Любимовым), нужно начинать формировать ударные подразделения на беспилотниках, способные действовать большой массой летательных аппаратов, как это делают ВСУ.

Нужно ещё много всего, впереди тяжёлая борьба, и не факт, что она не затронет каждого из нас.

КЦПН остаётся в авангарде этой борьбы, а слёты «Дронница» остаются и смотром достижений, и способом сформулировать задачи завтрашнего дня.

Источник: topwar.ru