Российская армейская авиация оснащена боевыми вертолетами нескольких типов. Одним из основных образцов на ее вооружении является транспортно-боевой Ми-35М. Экипажи таких вертолетов регулярно совершают боевые вылеты и решают разнообразные задачи. Они самостоятельно атакуют назначенные цели или обеспечивают боевое применение другой авиационной техники.
Вертолеты в кадре
Транспортно-боевые Ми-35М разных частей и соединений массово применяются в зоне проведения Спецоперации, а министерство обороны регулярно показывает боевую работу вертолетов и их экипажей. За последние месяцы летчики и их техника несколько раз становились героями репортажей пресс-службы ведомства. При этом рассказывали о специфике их службы, а также показывали кадры реальной боевой работы.
Так, в последних числах августа Минобороны показало один из эпизодов применения Ми-35М на Краснолиманском направлении. О боевом вылете рассказал командир вертолета. Перед летчиками была поставлена задача уничтожения опорного пункта противника. Вертолет вышел на рубеж пуска, обнаружил цель и атаковал ее неуправляемыми ракетами. Для сокращения рисков, стрельба осуществлялась с кабрирования, после чего вертолет выполнил противозенитный маневр и выпустил ложные тепловые цели. Как сообщается, опорный пункт был уничтожен.
Через несколько дней Минобороны показало совместную работу транспортно-боевых Ми-35М и ударных Ка-52. Экипажи из состава армейской авиации Центрального военного округа тоже работали на Краснолиманском направлении и должны были уничтожить еще один опорный пункт. Демонстрировалось применение ракетных вооружений, в т.ч. управляемых.
10 октября вышел новый репортаж, героями которого стали летчики вертолета с позывным «Зевс». Они рассказали о своем положительном опыте работы на Ми-35М, особенностях службы и о выполнении боевых задач. Пилоты дали высокую оценку своей технике, а также сообщили, что в рамках Спецоперации экипажи быстро набирают опыт и повышают свою квалификацию.
Вновь демонстрировались эффектные кадры боевой работы. В репортаж вошли взлет, полет к цели, пуски неуправляемых ракет и уход с боевого курса. Кроме того, как и в других репортажах, продемонстрировали вид на местность и цель через оптико-электронную систему вертолета. Выполнив огневую задачу, «Зевс» вернулся на аэродром.
Боевая работа вертолетов Ми-35М и их экипажей продолжается. Они применяются на всех основных направлениях, уничтожают цели самостоятельно или поддерживают другие вертолеты и показывают желаемые результаты. Можно ожидать, что в дальнейшем Минобороны продолжит публиковать репортажи о вертолетчиках, их технике и выполняемой работе.
Современное поколение
Современный транспортно-боевой вертолет Ми-35М, используемый в Спецоперации, является одним из последних представителей своего семейства. Напомним, первый серийный вариант вертолета Ми-24 был принят на вооружение полвека назад – в 1972 г. Через четыре года советская армейская авиация получила модернизированный Ми-24В с рядом нововведений и преимуществ. На экспорт эта машина поставлялась под обозначением Ми-35.
К концу девяностых существующее семейство вертолетов пополнила модификация Ми-24ВМ или Ми-35М. В середине двухтысячных началось серийное производство такой техники в экспортном исполнении. В дальнейшем Ми-35М поставлялись целому ряду иностранных государств. В 2010 г. первую партию Ми-24ВМ заказало Минобороны России; позже появились новые заказы. По этим контрактам армейская авиация получила более полусотни вертолетов новой постройки.
Последние модификации транспортно-боевого вертолета, известные как Ми-24П-1М и Ми-24П-2М (экспортное обозначение Ми-35П-1М/2М) или «Феникс», впервые были представлены в 2017 г. Менее чем через два года, в 2019-м, эта техника дошла до серийного производства, и первые изделия пошли в войска. По разным данным, «Фениксы» остаются в производстве, но количество таких вертолетов в армейской авиации неизвестно.
Таким образом, в составе соединений и частей армейской авиации ВКС России имеется большое число транспортно-боевых вертолетов семейства Ми-24. Существенную долю этого парка составляют современные машины Ми-35М и Ми-35П-1М/2М, построенные в последние 10-12 лет. Сейчас эта техника активно используется в Спецоперации по защите Донбасса и решает разнообразные боевые задачи.
Рост потенциала
В ходе всех модернизаций прошлого и настоящего вертолет Ми-24 сохранял общую архитектуру и основные особенности конструкции. Вследствие этого современные Ми-35М/П в значительной мере похожи на всех своих предшественников. Обновление вертолетов и повышение боевых качеств осуществлялось за счет замены отдельных узлов и агрегатов, совершенствования систем и вооружений и т.д.
Как и все предшественники, нынешние Ми-35 построены по традиционной схеме с одним несущим и одним рулевым винтом. Сохранена особая компоновка фюзеляжа с тандемными кабинами экипажа и грузопассажирской кабиной за ними. На Ми-35М используется энергопоглощающее неубираемое шасси, но на Ми-35ПМ вернули убираемое.
Ми-35М получил новую двигательную установку на основе двух изделий ВК-2500 с мощностью до 2700 л.с. на чрезвычайном режиме и 220 л.с. на взлетном. Пятилопастной несущий винт с новой втулкой и композитными лопастями, а также Х-образный рулевой винт заимствовали у ударного вертолета Ми-28. Все эти нововведения позволили улучшить летно-технические характеристики и грузоподъемность.
Вертолет Ми-35М / Ми-24ВМ получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н на основе оптико-электронной станции ГОЭС-324 с дневным и ночным каналами, благодаря чему стал всесуточным. Использована современная авионика и выполнены «стеклянные кабины» на основе многофункциональных дисплеев. В модификациях Ми-35П-1М/2М изменены приборы управления вооружением и установлены другие устройства. По желанию заказчика, возможна установка бортовой РЛС – впервые в семействе Ми-24.
С точки зрения вооружений Ми-35 похожи на другие варианты Ми-24, но имеют те или иные преимущества. Так, на Ми-35М используется подвижная пушечная установка с 23-мм орудием ГШ-23. В свою очередь, Ми-35П-1М/2М получил неподвижную пушку, но большего калибра – ГШ-30К.
Под укороченным крылом Ми-35М помещается четыре точки подвески общей грузоподъемностью 1,5 т. Более новый Ми-35П-1М/2М получил удлиненное крыло с тремя точками подвески под каждой плоскостью. Все варианты Ми-35 могут использовать неуправляемые ракеты и бомбы. Встроенная пушка может дополняться подвесными контейнерами. Также предусматривается применение противотанковых ракетных комплексов «Атака», «Штурм» или «Вихрь». В перспективе такие вертолеты станут носителями новых ракет «Гермес-А». Возможна подвеска ракет «воздух-воздух» Р-60 для самозащиты.
Используя штатные средства обнаружения, вертолеты Ми-35 последних моделей могут следить за обстановкой в радиусе 10-15 км и засекать различные цели, в первую очередь, наземные. Поражение таких объектов осуществляется в радиусе 6-8 км, в зависимости от их типа и применяемого вооружения. Неуправляемые и противотанковые ракеты, а также пушки позволяют вертолету атаковать и уничтожать широкий круг целей – от живой силы до тяжелой бронетехники.
Характерной особенностью и преимуществом Ми-35 является возможность перевозки нескольких десантников в отдельной кабине. В таком случае вертолет превращается в транспорт для десанта либо получает несколько дополнительных единиц стрелкового оружия для повышения общей огневой производительности.
Следует отметить, что по ряду тактико-технических характеристик, оснащению и возможностям даже последние модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24/35 проигрывают специализированным ударным Ми-28 или Ка-52. Тем не менее, практика показывает, что это не является принципиальной помехой для эффективной боевой работы и применения. Подобные недостатки конструкции и комплектации нивелируются грамотным применением техники в т.ч. совместной работой машин разных типов.
Подтверждено практикой
За полвека службы транспортно-боевые вертолеты семейства Ми-24 зарекомендовали себя как удачные, надежные и эффективные машины, способные решать разные задачи. За счет последовательной модернизации их характеристики и возможности постоянно росли. Последние проекты продолжают это развитие и вновь дают желаемые результаты.
Современные Ми-35М и Ми-35П-1М/2М прямо сейчас проходят проверку практикой. Эти вертолеты и их экипажи задействованы в текущей Спецоперации и систематически занимаются уничтожением различных объектов и целей противника. Они делают свой вклад в нынешнюю демилитаризацию киевского режима, а также обеспечивают проверку и отработку технических решений для дальнейшего развития семейства Ми-24.
Источник: topwar.ru