Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Место механика-водителя ИС-3

ГБТУ испытывает

Во время Великой Отечественной войны мало кто задумывался об эргономике рабочего места советского танкиста. Мягко говоря, это было совершенно непервостепенная задача для конструкторов. В пресловутой триаде «огневая мощь – подвижность – защищенность» об условиях работы экипажа нет ни слова.

Одними из первых документально оформили претензии к эргономике советской техники американцы. В 1943 году инженеры и военные обкатали на Абердинском испытательном полигоне танки Т-34 и КВ. Не будем останавливаться на неоднозначных выводах по поводу защищенности и огневой мощи, расскажем о впечатлениях от внутреннего пространства танков.

По поводу башни удивление американцев вызвала теснота. В секретном отчете начальник ГРУ Красной Армии генерал-лейтенант Иван Ильичев пишет:

«Американцы не могут понять, каким образом наши танкисты могут в ней помещаться зимой, когда носят полушубки».
Отдельных комплиментов заслужили конструкторы трансмиссии танка КВ. На тот момент еще союзники Советского Союза отмечали:

«Со стороны конструктора, поставившего её в танк, проявлена нечеловеческая жестокость к водителям». На Т-34 трансмиссия была явно не лучше. Для продолжения испытания местным инженерам пришлось даже исправлять «безобразную конструкцию и чрезвычайно плохую работу кулисы передачи».
В то же время настоящий гимн спели американцы советскому танкисту:

«От русского водителя требуется виртуозность при переключении передач на ходу, особый опыт в пользовании бортовыми фрикционами, большой опыт механика в умении поддерживать танк в ходовом состоянии (регулировка и ремонт непрерывно выходящих из строя деталей), что сильно усложняет подготовку танкистов-водителей».
Воистину, имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен, русский солдат.

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Т-34-85
Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Отделение управления Т-34.
Нельзя сказать, что в Советском Союзе не задумывались об условиях работы танкистов и, прежде всего, механика-водителя. По легенде, появление стрелка-радиста в экипаже обусловлено необходимостью помогать водителю с переключениями жутко тугого рычага коробки передачи. Если с рычагом КПП еще как-то помогал товарищ справа, то с рычагами бортовых фрикционов танкист оставался один на один.

О сложностях управления танком на высшем уровне заговорили только после войны.

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Место мехвода ИС-3
В 1945 году вышел секретный отчет «Результаты замеров усилий на рычагах управления танков Т-34-85 и ИС-3». Летом военные инженеры Научно-испытательного бронетанкового полигона Главного бронетанкового управления Красной Армии обкатали четыре отечественных танка. Три Т-34-85 и один ИС-3. Основная цель – оценить уровень усилий на рычагах управления танка.

Тройка Т-34 была выбрана не просто так. Военные решили выяснить, насколько условия сборки танка влияют на эргономику места механика-водителя. Первый танк произведен в Красном Сормово под городом Горький (завод № 112), второй – в Ленинграде (завод № 174), третий – в Нижнем Тагиле на заводе № 183. Первые два танка прошли чуть более 1 000 км, последний – почти новый с пробегом в 100 км.

Все танки, в том числе ИС-3, были выпущены в июне-июле 1945 года. Тяжелый советский танк испытатели взяли с Кировского завода с пробегом в 500 км.

Небольшая выдержка из отчета испытателей:

«Усилия замерялись динамометром при следующих условиях:
а) при статическом положении танка определялись усилия, затрачиваемые на выключение бортовых фрикционов до момента начала торможения барабанов;
б) при движении танка определялись усилия, затрачиваемые на полное торможение барабанов, при котором происходит поворот танка.
Перед началом испытаний была произведена регулировка приводов управления танков заводов № 112 и № 174 в соответствии с техническими условиями. Танк завода № 183 был новый и имел заводскую регулировку, которая соответствовала техническим условиям.
Величина хода рычага была разделена на шесть равных частей. В каждом из шести положений рычага определялись усилия, затрачиваемые на его передвижение.
До пятого положения рычагов управления (включительно) замерялись усилия, затрачиваемые на выключение фрикционов. При шестом положении рычагов зафиксированы усилия, необходимые для затяжки тормозных лент до начала торможения.
Испытания проводились на горизонтальном участке с сухим, мягким грунтом, без дернового покрытия».

ГБТУ подводит неутешительные итоги

Первое, что бросается в глаза в отчете – это гигантские усилия на рычагах управления фрикционами. Механик-водитель вынужден был тянуть на себя рычаги с силой от 21 кг до 46 кг! Максимальное усилие инженеры зафиксировали на правом рычаге при движении танка на второй и третьей передачах. Данный экземпляр танка был выпущен в Ленинграде на заводе № 174. Немногим лучше (всего на пару килограмм) были остальные Т-34.

Интересно, что наименьшее усилие на рычаге было определено на том самом «сормовском уроде» – так за плохое качество сборки называли танки с завода № 112. Именно на нем усилия на рычагах во всех режимах не превышали 40 кг. Условно говоря, он был самым легким в управлении из средних танков. Присутствовала и разница в прилагаемых усилиях между правым и левым рычагом – в некоторых режимах она достигала пяти килограмм. Этим грешил танк из Красного Сормово. У остальных машин разница не превышала 1,5–2 кг, что, вероятно, говорило о лучшем качестве сборки танков.

Тяжелый ИС-3 обладал более совершенной в сравнении с Т-34 трансмиссией. Планетарные механизмы поворота должны были несколько облегчить управление танков. Но все компенсировала возросшая масса машины, хотя усилия на рычагах, действительно, несколько снизились. Основная сложность была сдернуть рычаг с мертвой точки при статическом положении танка. Для этого требовалось не менее 30–32 кг. Это много – в аналогичных условиях механику-водителю Т-34 полагалось тянуть с силой в 20–26 кг. Самым тяжелым трюком на ИС-3 был разворот на месте на третьей и четвертой передачах – рычаги требовали не менее 30–40 кг.

В конце отчета военные эксперты ГБТУ пришли к логичному выводу:

«Полученные на рычагах управления танков Т-34-85 и ИС-3 усилия – велики, что вызывает значительное утомление водителя, при совершении длительных маршей».
Сухая формулировка, скрывающая беспримерный героизм танкистов Красной Армии даже вне поля боя.

Особенно выразительно результаты испытания выглядят на фоне аналогичных опытов, вошедших в историю с отчетом «Результаты замеров усилий на рычагах управления иностранных и отечественных танков». Место действия и время прежние – полигон в Кубинке, лето 1945 года. Только главных героев побольше – гитлеровские САУ Jagdtiger B, танки T-V Pantera, T-VI Tiger, американский тяжелый танк Т-26Е3 (М26 Pershing), легкий М-24 и средний М4А2 Sherman с 76-мм пушкой. Также в компании присутствовали британский крейсерский танк А34 Comet и золотая советская тройка – ИС-3, Т-44 и Т-34-85.

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года

Тяжкая доля механика-водителя: испытания усилий на рычагах танков 1945 года
Pershing в 1945 году в Кубинке. По удобству управления оказался немногим лучше советских Т-34-85 и ИС-3.
Внимательный читатель спросит, как американский Pershing попал в Советский Союз?

Он никогда не поставлялся по ленд-лизу. Соединенные Штаты предоставили один серийный танк для изучения в апреле 1945 года. Машина прибыла в Мурманск с конвоем JW-66 и уже летом была всесторонне изучена военными в Кубинке. Аналогичным образом попали в Советский Союз остальные танки союзников.

Методика испытания органов управления была проста – замер усилий на рычагах управления при полном развороте на месте.

Интересно, что проигрыш отечественных танков в этом испытании не был тотальным. Да, на первой передаче усилия для разворота приходилось прикалывать немалые – 39–41 кг в ИС-3 и 32–34 кг в Т-34. Но американский тяжеловес Pershing был немногим лучше: 34–35 кг на рычаге. Средний М4А2 Sherman также непрост в вождении – до 30 кг на рычагах.

Как писали в отчете, «меньшие усилия на танках М4А2-76 по сравнению с танком Т-26Е3 при аналогичной конструкции механизма поворота объясняются меньшим весом танка и большей длиной рычагов управления».

Конечно, всех сразили немцы со своими сервоприводами трансмиссии – усилия от 4,5 до 14 кг. Самым легким в управлении оказался 72-тонный Jagdtiger B с рулевым колесом вместо рычагов.

Сравнительно комфортным для механика-водителя оказался Т-44: не более 10–11 кг усилий на рычагах для разворота во всех режимах.

Отдельно стоит отметить, что особенности планетарных коробок передач у всех немцев и британского А34 Comet позволяли машинам разворачиваться на месте на нейтральной передаче. Но легче от этого механику-водителю А34 Comet не стало. Во-первых, в ходе испытаний он в таком режиме повернулся с третьего раза, а во-вторых, усилия на рычагах составляли внушительные 20 кг.

Источник: topwar.ru