Меган Грэй — основатель юридической фирмы GrayMatters Law & Policy и бывший вице-президент DuckDuckGo — присутствовала на одном из судебных слушаний по антимонопольному делу против Google. Грэй поделилась наблюдением о материале, который указывает на возможную причину падения качества работы самой популярной поисковой машины Интернета. Поисковик конвертирует запрос без согласия и ведома пользователя, утверждает юрист.
С сентября в США рассматривают антимонопольный иск к Google. Минюст США обвиняет гиганта в захвате мирового рынка интернет-поиска и рекламы в Сети. Google приписывают все смертные грехи: плату за поиск по умолчанию в браузерах и операционных системах, скупку конкурентов, манипуляцию механиками аукциона рекламы. Действительно, 9 из 10 устройств в Америке по умолчанию предложат погуглить.
На днях, к примеру, выступал Сатья Наделла, который жаловался, насколько тяжело пробиться на рынок поисковых систем. Все издатели оптимизируют страницы для Google, и для Bing в этом мире места не остаётся, заявил глава Microsoft в окружном суде США по округу Колумбия.
В истории компании это крупнейший иск. При этом судебные заседания часто идут в закрытом режиме — коммерческие тайны раскрывать нельзя. К счастью, независимые наблюдатели присутствуют хотя бы на открытых заседаниях. Некоторые из них переехали поближе к зданию суда, многие ушли с работы. СМИ называют несколько имён наиболее заметных гиков от мира юриспруденции: бывший советник президента США по антимонопольным делам Тим Ву, известный критик Google Мэтью Столлер, молодой выпускник Пенсильванского университета Йосеф Вейцман. Чтобы разобраться в ходе слушаний, весь мир часто полагается на твиты из личных микроблогов вот таких энтузиастов.
В числе прочих часто называют имя Меган Грэй, которая почти не пропускает судебные слушания. Грэй до этого уже отметилась в нескольких делах против Google в Федеральной торговой комиссии США.
Меган рассказала про случайно раскрытый документ. Один из сотрудников Google давал показания. Хотя это была открытая часть слушаний, у наблюдателей остаётся всего несколько секунд на то, чтобы успеть законспектировать вещественные доказательства. На экране проектора ненадолго появился слайд о некоем Project Mercury.
До этого материалы и показания говорили:
- О внутренних призывах увеличить доход страницы результатов поиска.
- Об устойчивом снижении поисковых запросов, которые вызывают показ рекламных баннеров, из чего, в свою очередь, получается доход Google.
- О том, как топ-менеджеры настаивали, что крупные доходы компании — это благо для пользователя.
Согласно Грэй, слайд рассказывал о технике семантического сопоставления [semantic matching] для алгоритма поиска. Легко ожидать, что Google добавит к поисковому запросу синонимы и закончит словосочетания методиками естественной обработки языка. В слайде дело шло ещё дальше: поисковая машина меняет запросы так, чтобы выдача приносила больше дохода.
Грэй утверждает, что Google меняет миллиарды запросов в сутки в триллионах вариаций, и приводит конкретный пример этой техники. В объяснении юриста запрос «одежда для детей» («children’s clothing») без ведома пользователя подменяется внутри поисковика на «одежда для детей бренда NIKOLAI» («NIKOLAI-brand kidswear»). Пользователь получит результаты, которых совсем не искал. Отказаться от такой замены невозможно. Попытка переписать и улучшить поисковый запрос тоже будет бесплодной.
Но для Google такое принесёт больше прибыли. На странице выдачи автоматически появится реклама по ключевым словам, а вся тематика результатов будет ориентирована на онлайн-покупки, что окажет влияние на дальнейшее поведение пользователя.
Понятно, пострадают и пользователи, и рекламодатели. Как утверждает Грэй, Google на подобном никто не сможет поймать, поскольку у поисковика доля рынка в 90 %, а сам механизм семантического сопоставления полностью скрыт.
Впрочем, это лишь то, что утверждает Грэй. Сюжет «Google удаляет поисковый запрос и подменяет его другим, который монетизируется лучше» вызывает очевидный скептицизм и просьбы продемонстрировать доказательства. Как ни привлекательна эта гипотеза, на данный момент есть даже не сам слайд, а лишь его пересказ авторства Меган Грэй в журнале Wired.
Не прибавляет веры то, что Грэй в прошлом продвигала интересы конкурента Google — поисковика DuckDuckGo.
Ranking for Research, стр. 14
Найти искомый материал, на который ссылается Грэй, также не представляется возможным. Документов дела много, не все из них выложили в Сеть. Некоторые действительно дают намёки на подмену запросов или хотя бы интерпретацию того, что хочет пользователь. К примеру, что-то такое есть в «выхолощенном» для общего доступа варианте презентации Ranking for Research: на 14-м слайде в четырёх словах «Query Rewriter interprets query» упоминается механизм изменения запроса.
Источник: habr.com