Юрист утверждает, что нашла причину падения качества поиска Google

Юрист утверждает, что нашла причину падения качества поиска Google

Меган Грэй — основатель юридической фирмы GrayMatters Law & Policy и бывший вице-президент DuckDuckGo — присутствовала на одном из судебных слушаний по антимонопольному делу против Google. Грэй поделилась наблюдением о материале, который указывает на возможную причину падения качества работы самой популярной поисковой машины Интернета. Поисковик конвертирует запрос без согласия и ведома пользователя, утверждает юрист.

С сентября в США рассматривают антимонопольный иск к Google. Минюст США обвиняет гиганта в захвате мирового рынка интернет-поиска и рекламы в Сети. Google приписывают все смертные грехи: плату за поиск по умолчанию в браузерах и операционных системах, скупку конкурентов, манипуляцию механиками аукциона рекламы. Действительно, 9 из 10 устройств в Америке по умолчанию предложат погуглить.

На днях, к примеру, выступал Сатья Наделла, который жаловался, насколько тяжело пробиться на рынок поисковых систем. Все издатели оптимизируют страницы для Google, и для Bing в этом мире места не остаётся, заявил глава Microsoft в окружном суде США по округу Колумбия.

В истории компании это крупнейший иск. При этом судебные заседания часто идут в закрытом режиме — коммерческие тайны раскрывать нельзя. К счастью, независимые наблюдатели присутствуют хотя бы на открытых заседаниях. Некоторые из них переехали поближе к зданию суда, многие ушли с работы. СМИ называют несколько имён наиболее заметных гиков от мира юриспруденции: бывший советник президента США по антимонопольным делам Тим Ву, известный критик Google Мэтью Столлер, молодой выпускник Пенсильванского университета Йосеф Вейцман. Чтобы разобраться в ходе слушаний, весь мир часто полагается на твиты из личных микроблогов вот таких энтузиастов.

В числе прочих часто называют имя Меган Грэй, которая почти не пропускает судебные слушания. Грэй до этого уже отметилась в нескольких делах против Google в Федеральной торговой комиссии США.

Меган рассказала про случайно раскрытый документ. Один из сотрудников Google давал показания. Хотя это была открытая часть слушаний, у наблюдателей остаётся всего несколько секунд на то, чтобы успеть законспектировать вещественные доказательства. На экране проектора ненадолго появился слайд о некоем Project Mercury.

До этого материалы и показания говорили:

  • О внутренних призывах увеличить доход страницы результатов поиска.
  • Об устойчивом снижении поисковых запросов, которые вызывают показ рекламных баннеров, из чего, в свою очередь, получается доход Google.
  • О том, как топ-менеджеры настаивали, что крупные доходы компании — это благо для пользователя.

Согласно Грэй, слайд рассказывал о технике семантического сопоставления [semantic matching] для алгоритма поиска. Легко ожидать, что Google добавит к поисковому запросу синонимы и закончит словосочетания методиками естественной обработки языка. В слайде дело шло ещё дальше: поисковая машина меняет запросы так, чтобы выдача приносила больше дохода.

Грэй утверждает, что Google меняет миллиарды запросов в сутки в триллионах вариаций, и приводит конкретный пример этой техники. В объяснении юриста запрос «одежда для детей» («children’s clothing») без ведома пользователя подменяется внутри поисковика на «одежда для детей бренда NIKOLAI» («NIKOLAI-brand kidswear»). Пользователь получит результаты, которых совсем не искал. Отказаться от такой замены невозможно. Попытка переписать и улучшить поисковый запрос тоже будет бесплодной.

Но для Google такое принесёт больше прибыли. На странице выдачи автоматически появится реклама по ключевым словам, а вся тематика результатов будет ориентирована на онлайн-покупки, что окажет влияние на дальнейшее поведение пользователя.

Понятно, пострадают и пользователи, и рекламодатели. Как утверждает Грэй, Google на подобном никто не сможет поймать, поскольку у поисковика доля рынка в 90 %, а сам механизм семантического сопоставления полностью скрыт.

Впрочем, это лишь то, что утверждает Грэй. Сюжет «Google удаляет поисковый запрос и подменяет его другим, который монетизируется лучше» вызывает очевидный скептицизм и просьбы продемонстрировать доказательства. Как ни привлекательна эта гипотеза, на данный момент есть даже не сам слайд, а лишь его пересказ авторства Меган Грэй в журнале Wired.

Не прибавляет веры то, что Грэй в прошлом продвигала интересы конкурента Google — поисковика DuckDuckGo.

Юрист утверждает, что нашла причину падения качества поиска Google
Ranking for Research, стр. 14

Найти искомый материал, на который ссылается Грэй, также не представляется возможным. Документов дела много, не все из них выложили в Сеть. Некоторые действительно дают намёки на подмену запросов или хотя бы интерпретацию того, что хочет пользователь. К примеру, что-то такое есть в «выхолощенном» для общего доступа варианте презентации Ranking for Research: на 14-м слайде в четырёх словах «Query Rewriter interprets query» упоминается механизм изменения запроса.

Источник: habr.com