МРК «Советск» проекта 22800 "Каракурт
"
Зоной ответственности Дважды Краснознаменного Балтийского флота ВМФ России являются Балтийское и Северное моря, а также ближайшие районы Атлантического океана. Кроме того, корабли и береговые соединения ДКБФ могут работать на других акваториях и театрах плавания, и такие вопросы прорабатываются на регулярной основе. Так, недавно несколько малых ракетных кораблей провели опытно-боевое дежурство на Ладожском озере, имеющем свои преимущества и важные особенности.
Опытно-боевое дежурство
13 октября газета министерства обороны «Красная Звезда» опубликовала материал «На седой Ладоге». В нем впервые открыто сообщили об опытно-боевом развертывании кораблей Балтийского флота на Ладожском озере. Подробности этих мероприятий и свои личные впечатления рассказал командир одного из задействованных кораблей.
К дежурству на Ладоге привлекли два малых ракетных корабля пр. 22800 «Каракурт» из состава ДКБФ – «Советск» и «Одинцово». Корабли совершили переход из пункта постоянного базирования через Финский залив и Неву. В ходе опытно-боевого дежурства их временной базой стал один из ладожских портов, использовавшийся флотом до 2004 г. Дежурство продолжалось в течение месяца.
Командир «Советска» в интервью для «Красной Звезды» отметил, что переход по Неве впервые осуществлялся самостоятельно и без помощи буксиров. Решение такой задачи не отличалось простотой. В отличие от других отечественных кораблей класса «река-море», МРК пр. 22800 имеют ограниченные возможности для работы на реках и мелководье в целом. Несмотря на это, два «Каракурта» успешно преодолели заданный маршрут.
Корабль "Одинцово
"Экипажи двух кораблей освоили новый театр плавания и изучили его с навигационно-гидрографической точки зрения. При этом морякам пришлось привыкать к новым условиям. Так, Ладожское озеро превосходит Балтийское море по глубинам – в некоторых районах в разы. Большая глубина позволяет свободно действовать у берегов, не опасаясь мелей. Кроме того, командир «Советска» отдельно обратил внимание на северную часть Ладоги, где имеются самые настоящие шхеры.
После месяца опытно-боевого дежурства, обустройства пункта базирования, выполнения учебных задач и т.д., корабли ушли с Ладожского озера в пункт постоянного базирования. Получит ли такая практика продолжение, пока не уточняется.
Цели и задачи
Как пишет «Красная Звезда», недавнее опытно-боевое дежурство двух МРК преследовало несколько основных целей, связанных с вопросами тактики, техники и эксплуатации. Во всех случаях удалось получить необходимый опыт для дальнейшего анализа и выводов, а также для составления и корректировки планов на будущее.
В первую очередь, в рамках недавних мероприятий ДКБФ проверил возможность перевода кораблей на удаленную акваторию. При всех очевидных преимуществах, Балтийское море и его военно-морские базы открыты для вероятного противника и подвергаются известным рискам. В свою очередь, Ладожское озеро напрямую недоступно для третьих стран. Кроме того, этот театр прикрыт средствами противовоздушной обороны и защищен от нападения с воды.
МРК «Серпухов» пр. 21631
Отмечается, что отвод на Ладогу практически не сказывается на боевом потенциале кораблей. Главным оружием МРК «Каракурт» и ряда других современных отечественных вымпелов являются крылатые ракеты «Калибр». Они имеют дальность полета ок. 2,5 тыс. км, и перемещение рубежей пуска на внутреннюю акваторию не оказывает принципиального влияния на зону поражения.
В рамках опытно-боевого дежурства прорабатывались вопросы технического и эксплуатационного характера. Так, проверялось поведение корпусов кораблей, рассчитанных для моря, в пресной воде. Уточнялись нюансы использования спутниковой связи и других систем с учетом специфики региона и театра. Наконец, проверялся потенциал выбранной озерной базы с точки зрения эксплуатации современных МРК.
Опыт прошлого
Следует напомнить, что наш ВМФ имеет большой опыт освоения и военного использования Ладоги. Этот процесс начался в конце тридцатых годов, во время Советско-финской войны. Так, в 1939-40 гг. была сформирована и построена Ладожская военная флотилия, успешно действовавшая до конца Великой Отечественной.
В послевоенный период Балтийский флот продолжил использовать Ладожское озеро. На его берегах располагались различные объекты и части ВМФ. Кроме того, порт Лахденпохья в северо-западной части озера служил временной базой для кораблей, катеров и подлодок. Кроме того, акватории Ладоги использовались как полигоны для проведения различных опытов и испытаний.
«Буян-М» выполняет залповый пуск ракет "Калибр
"Активная эксплуатация базы Лахденпохья прекратилась в начале двухтысячных годов. Тем не менее, порт и основные его сооружения были сохранены. Вероятно, именно их использовали два новых МРК в ходе недавнего опытно-боевого дежурства. При этом нельзя исключать, что база нуждается в серьезном ремонте и восстановлении после длительного простоя. По результатам этих мероприятий она сможет полноценно решать все свои задачи.
География и флот
Ладожское озеро имеет ряд очевидных преимуществ, которые может использовать ДКБФ. В первую очередь, нужно вспомнить, что Ладога является крупнейшим озером в Европе. Оно имеет размеры 219 х 125 км и площадь поверхности ок. 17,9 тыс. кв.км. Средняя глубина достигает 50 м. Длина береговой линии – 1570 км. Озеро полностью расположено на российской территории, но через Неву связано с Финским заливом и Балтийским морем.
Благодаря географическим и гидрологическим особенностям, на Ладоге можно размещать корабли и подлодки разных классов и типов, хотя и с известными ограничениями. Этими возможностями активно пользовались в прошлом, и теперь ДКБФ возвращается к таким идеям. Проведены первые эксперименты, показавшие принципиальную возможность развертывания современных кораблей.
В ходе недавнего опытно-боевого дежурства на Ладоге в течение месяца находились два малых ракетных корабля пр. 22800. В составе Балтийского флота сейчас имеется три таких вымпела. Еще четыре «Каракурта» находятся на разных стадиях строительства и испытаний. Им предстоит начать службу в течение нескольких следующих лет.
Катер «Юнармеец Балтики» пр. 03160. Подобные вымпелы могут свободно передвигаться по Финскому заливу, Неве или Ладоге
В недавней публикации «Красной Звезды» в контексте переходов через Неву упоминаются МРК пр. 21631 «Буян-М». Как и корабли пр. 22800, они способны самостоятельно доходить до Ладожского озера и работать там. Сейчас в составе ДКБФ имеется три «Буяна».
Балтийский флот располагает большим числом различных ракетных катеров, малых противолодочных кораблей, катеров разного назначения, десантных кораблей и катеров и т.д. Все они при необходимости тоже могут уходить на Ладогу с целью защиты от ударов противника и сохранения боевого потенциала. Могут ли добраться до Ладожского озера корабли 1 и 2 рангов, такие как эсминец «Настойчивый», сторожевики пр. 11540 или корветы пр. 20380, неизвестно.
Таким образом, Балтийский флот, при соответствующей необходимости, имеет возможность увести на Ладогу большую часть своих боевых единиц. За счет этого повысится их безопасность, тогда как ударный потенциал основных кораблей в целом не изменится. Они сохранят возможность контролировать значительную часть региона и поражать удаленные цели.
Возвращение на Ладогу
Военно-морской флот России в целом и Балтийский флот в частности учитывает особенности текущей военно-политической ситуации и пытается предугадать ее дальнейшее развитие. В ходе таких процессов негативные факторы и события получают необходимую оценку, и затем принимаются соответствующие меры того или иного рода. Так, в ответ на складывающуюся обстановку и появление новых угроз прорабатывается возможность отведения части сил ДКБФ вглубь территории страны.
К настоящему времени были проведены первые опыты такого рода с задействованием всего двух кораблей. Если мероприятия с участием МРК «Советск» и «Одинцово» получат высокую оценку, то вскоре следует ожидать аналогичные походы других кораблей и восстановление соответствующей инфраструктуры на Ладожском озере. В результате эффективность ДКБФ останется на прежнем уровне, а безопасность службы и боевой работы вырастет.
Источник: topwar.ru